Формирование рейтинга энергоэффективности за год

Научно-исследовательская работа «Формирование рейтинга энергоэффективности за год и сравнительный анализ с базовым периодом»

Основанием для начала работы послужило решение заседания Совета глав муниципальных образований при Губернаторе Свердловской области в ноябре 2008 года, рассмотревшем вопрос «О политике энергосбережения в Свердловской области». В Решении Совета, в частности, было предложено Правительству Свердловской области ввести оценку деятельности органов местного самоуправления по эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на территории муниципального образования.

При проведении настоящего аналитического исследования в качестве первоочередной методической задачи рассматривалась проблема выбора и обоснования системы частных показателей энергоэффективности территории, с учётом доступности необходимой статистической информации и требований законодательных и нормативных актов в сфере энергосбережения. С этой целью был осуществлен анализ статистической базы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области в разрезе муниципальных образований, по итогам которого к расчётам были приняты следующие частные показатели энергоэффективности Пi, (i=1,…,7):

  • показатель П1 – электроёмкость организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования, кВт.ч/руб.;
  • показатель П2 – теплоёмкость организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования, Гкал/руб.;
  • показатель П3 удельное потребление горячего водоснабжения населением, проживающим в благоустроенном жилищном фонде на территории муниципального образования, Гкал/чел;
  • показатель П4− удельное потребление холодной воды населением, проживающим в жилищном фонде, оборудованном водопроводом, куб. м /чел;
  • показатель П5− удельное потребление тепловой энергии на отопление благоустроенного жилищного фонда территории, Гкал/тыс. м2;
  • показатель П6− удельный вес утечки и неучтенного расхода воды в общем объеме воды, поданной в сеть, %;
  • показатель П7 - удельный вес потерь тепловой энергии в общем объеме тепловой энергии, поданной в сеть, %.

Процесс формирования рейтинга энергоэффективности муниципальных образований Свердловской области за 2013 год основывался на методике, разработанной сотрудниками ГБУ СО «ИнЭС». Согласно данной методике формирование рейтинга осуществлялось в следующей последовательности:

Шаг 1.Формирование базы значений в разрезе муниципальных образований для расчета вышеуказанных показателей.

Из 94муниципальных образований Свердловской областидля участия в рейтинге было отобрано 54 муниципальных образования. По остальным административным территориям данные оказались не полными или отсутствовали полностью.

Шаг 2. Группировка муниципальных образований по показателю «оборот организаций», осуществляющих деятельность на территории данных муниципальных образований.

В первую группу с годовым оборотом организаций 8 млрд. руб. и выше вошли 26 муниципальных образования, во вторую группу с оборотом организаций от 1,5 млрд. руб. до 8 млрд. руб. вошли 16 муниципальных образований, в третью группу с оборотом организаций до 1,5 млрд. руб. вошли 12 муниципальных образований.

Шаг 3. Расчет вышеуказанных показателей энергоэффективности. Анализ соответствия энергоэффективности качеству предоставляемых коммунальных услуг.

Расчет предельных значений показателей «удельное потребление ГВС населением» позволил обнаружить муниципальные образования, обладающие наименьшими значениями показателей энергоэффективности за счет низкого качества оказываемых на их территории коммунальных услуг.

Муниципальные образования, значения вышеуказанных показателей  которых ниже предельных значений, считать энергоэффективными по данным показателям некорректно. Таким муниципальным образованиям присвоены значения вышеуказанных показателей равные среднему значений показателей, превышающих третью квартиль.

Шаг 4.Расчет весовых коэффициентов.

По результатам экспертной интервальной оценки, которые были получены по результатам анкетирования экспертов из Института экономики Уральского отделения Российской Академии Наук, Уральского Федерального Университета и ГБУ СО «ИнЭС», были рассчитаны средние нормированные оценки значимости показателей энергоэффективности.

Далее с помощью генератора случайных чисел для оценки меры согласованности результатов экспертизы и метода наименьших квадратов при условии, что сумма коэффициентов должна составлять 1, получены весовые коэффициенты по семи показателям энергоэффективности.

Шаг 5. Формирование рейтинга энергоэффективности за 2013 год.

Ранжирование муниципальных образований Свердловской области по энергоэффективности осуществлялось суммированием средневзвешенных рейтинговых значений по вышеуказанным показателям.

Шаг 6. Визуализация и анализ полученных результатов.

Анализ полученных результатов позволил выделить муниципальные образования Свердловской области, занимающие лидирующие и замыкающие позиции в рейтинге энергоэффективности за 2013 год. А их визуализация (рисунок 1) - выяснить, за счет каких показателей энергоэффективности это произошло. 

Рис.1. Пример лепестковой диаграммы ранговых значений показателей энергоэффективности с учётом весовых коэффициентов в группе 1.

 В рейтинге энергоэффективности первой группы лидерами являются:Нижнесергинский городской округ, Полевской городской округ и муниципальное образование «город Екатеринбург»; во второй группе лидерами являются: Талицкий городской округ, Камышловский муниципальный район, муниципальное образование Алапаевское; в третьей группе лидерами являются: Ачитский городской округ, городской округ Верхнее Дуброво, Тавдинский городской округ.

В рамках настоящего аналитического исследования был проведен сравнительный анализ рейтинга энергоэффективности за 2013 год с базовым периодом (за базовый принят 2010 год).

Шаг 1. Формирование рейтинга энергоэффективности муниципальных образований Свердловской области за базовый 2010 год в сопоставимых условиях.

Шаг 2. Приведение показателя «оборот организаций» муниципальных образований за 2013 год к сопоставимым условиям базового периода. Формирование рейтинга энергоэффективности муниципальных образований Свердловской области за 2013 в сопоставимых условиях базового периода.

Шаг 3. Расчет изменения энергоэффективности за 2013 год по сравнению с базовым периодом в сопоставимых условиях.

Шаг 4. Совокупная оценкаэнергоэффективности муниципальных образований.

Совокупная оценка энергоэффективности представленных территорий производилась посредством анализа диаграмм изменения энергоэффективности для каждой группы муниципальных образований Свердловской области (рисунок 3).

Рис.3. Пример лепестковой диаграммы изменения энергоэффективности муниципальных образований Свердловской области группы 1.

Диаграмма показывает, что первая группа характеризуется повышением энергоэффективности в 21 муниципальных образованиях и снижением энергоэффективности в 5 муниципальных образованиях Свердловской области в 2013 году относительно базового 2010 года.

В заключении хотелось бы остановиться на ряде проблем и замечаний, сопровождавших процесс формирования рейтинга муниципальных образований Свердловской области за 2013 год.

  1. Поскольку статистическая база, необходимая для расчета показателей энергоэффективности муниципальных образований формируется на основе официальной информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области, то в расчете рейтинга участвуют те муниципальные образования, статистические данные по которым имеются в полном объеме.

Так, из 94муниципальных образований Свердловской областив расчёте рейтинга энергоэффективности за 2013 год учтена информация только по 54.

2. Расчет предельных значений показателей «удельное потребление ГВС населением» и «удельное потребление воды населением» позволил обнаружить муниципальные образования, обладающие наименьшими значениями показателей энергоэффективности за счет низкого качества оказываемых на их территории коммунальных услуг.

Таким муниципальным образованиям присвоены значения вышеуказанных показателей равные среднему значений показателей, превышающих третью квартиль.

Тем не менее, значения данных показателей вышеуказанных муниципальных образований требуют уточнения.

3. Показатели Пi, (i=1, …,7), на которых основан рейтинг энергоэффективности за 2013 год, ориентированы в большей степени на характеристику текущего состояния энергоэффективности муниципальных образований.

Разработка методики и проведение анализа дополнительных показателей энергоэффективности, например, таких как «удельный вес водопроводных сетей, нуждающихся в замене в общей протяженности водопроводных сетей», «удельный вес тепловых сетей, нуждающихся в замене в общей протяженности тепловых сетей», «удельный вес инвестиционных расходов организаций, оказывающих услуги в жилищно-коммунальной сфере, в общих» позволило бы дать оценку перспективного состояния энергоэффективности территорий.

Используемая в исследовании методика будет дополняться и развиваться, а статистическая база расширяться новыми показателями, учитывающими требования федерального и регионального законодательства в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности экономики территорий. Это обеспечит комплексную и более объективную оценку муниципальных образований по эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и энергосбережению, и охватить максимальное количество территориальных образований Свердловской области.