Основная цель разработки целевого прогнозного топливно-энергетического баланса – формирование структуры потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов, представленных в регионе, всеми видами потребителей (население, промышленные предприятия, генерирующие организации, источники тепловой энергии) в перспективе на 2030 год.
В соответствии с п. 1 плана мероприятий по достижению показателей целевого прогнозного топливно-энергетического баланса Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 25.02.2022 № 88-УГ, предусмотрена его ежегодная актуализация.
Целевой прогнозный топливно-энергетический баланс объединяет в себе данные фактических балансов Свердловской области за 2015-2021 годы, данные генеральной схемы газоснабжения и газификации Свердловской области на период до 2028 года и перспективу до 2035 года, данные схемы и программы развития электроэнергетики Свердловской области на период 2022–2026 годов (утв. Указом Губернатора Свердловской области от 30.04.2021 № 252-УГ), данные региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Свердловской области на 2021 – 2030 годы (утв. Указом Губернатора Свердловской области от 29.12.2021 № 775-УГ), информацию о потреблении топливно-энергетических ресурсов от 94 муниципальных образований, 71 системообразующего промышленного предприятия, 31 генерирующей организации, а также данные 3 газотранспортных организаций и основного поставщика газа.
Целевой прогнозный топливно-энергетический баланс включает в себя расчет прогнозного потребления топливно-энергетических ресурсов по двум сценариям развития (базовый и целевой) с учетом генеральной схемы газоснабжения и газификации Свердловской области на период до 2028 года и перспективу до 2035 года и вероятности замещения одних видов топливно-энергетических ресурсов другими с учетом межтопливной конкуренции.
Целевой сценарий показывает объем прогнозного потребления топливно-энергетических ресурсов на 2030 год при реализации всех запланированных мероприятий по переходу объектов на природный газ и с учетом объемов социальной догазификации.
Базовый сценарий показывает объем прогнозного потребления топливно-энергетических ресурсов на 2030 год, сформированный на основе расчета экономической целесообразности перехода на использование природного газа потребителями других видов топливно-энергетических ресурсов, и с учетом объемов социальной догазификации.
В обоих сценариях развития потребление газа населением к 2030 году увеличится на 55,8% по сравнению с 2021 годом и составит 2 957,2 тыс. т у.т. Потребление электроэнергии в 2030 году увеличится по отношению к 2021 году на 10,2%, потребление тепловой энергии (с учетом потерь) к 2030 году – на 1,67% по сравнению с 2021 годом.
В случае реализации базового сценария суммарный объем потребления топливно-энергетических ресурсов в Свердловской области в 2030 году увеличится на 3,59% по сравнению с 2021 годом и составит
55 113,70 тыс. т у.т.
Общее потребление природного газа к 2030 году увеличится на 9,2% по сравнению с 2021 годом и составит 25 612,5 тыс. т у.т., при этом потребление угля снизится на 5,7%, а прочего твердого топлива на 15,04%.
Рис. 1. Структура потребления ТЭР в Свердловской области в 2030 году. Базовый сценарий.
Согласно целевому сценарию суммарный объем потребления топливно-энергетических ресурсов в Свердловской области в 2030 году увеличится на 4,40% по сравнению с 2021 годом и составит 55 540,87 тыс. т у.т.
Общее потребление природного газа к 2030 году увеличится на 11,52% по сравнению с 2021 годом и составит 26 156,3 тыс. т у.т., при этом потребление угля снизится на 6,36%, а прочего твердого топлива на 32,06%.
Рис. 2. Структура потребления ТЭР в Свердловской области в 2030 году. Целевой сценарий.