Адрес ул. Малышева, 101, 4 этаж, оф. 461
Телефон 8 (343) 312-02-40
Поделиться в соц. сетях
22 мая 2020 10:45    Категория: Аналитика" общая рубрика"

КОНЦЕССИЯ В СФЕРЕ ЖКХ: СОСТАВЛЯЮЩИЕ УСПЕХА

     ЕЛЕУСИЗОВА 
     Екатерина Евгеньевна,
     Заместитель начальника отдела
     Экспертного сопровождения проектов 

 

Развитие инженерной инфраструктуры на основе частных капиталовложений является одним из наиболее актуальных и перспективных направлений модернизации жилищно-коммунальной сферы.

Инструментом реализации такого решения является концессионное соглашение, практика применения которого возрастает с каждым годом.

Концессионное соглашение – это форма партнерства между государством и частным инвестором, когда государство на определенный период передает в пользование инвестора объекты, требующие модернизации и реконструкции. При этом партнер-инвестор обязуется вложить значительные средства в строительство или реконструкцию государственного имущества и эксплуатировать переданные объекты, получая доход и возвращая тем самым свои затраты. Таким образом, концессия на сегодняшний день признана наиболее удачным методом повышения надежности, качества и эффективности сферы ЖКХ за счет внебюджетных источников финансирования с сохранением важнейших инфраструктурных объектов в собственности государства.

Основа успешного концессионного соглашения – комплексный подход при подготовке проекта. Потребуется привлечение технических, юридических и финансовых специалистов и эффективное взаимодействие между ними.

При отсутствии должного внимания к проработке проекта возрастают риски его успешной реализации для всех участников процесса, что в итоге сказывается на качестве обслуживания населения и состоянии коммунальной инфраструктуры в целом.

Безусловно, определяющую роль на этапе подготовки концессионного соглашения играет соблюдение всех требований законодательства к содержанию и процедуре заключения соглашения, в том числе к оформлению конкурсной  документации.  Любое несоответствие может стать основанием для оспаривания конкурса, действительности соглашения и будет препятствовать реализации проекта.

Одним из основополагающих требований, перед запуском концессионного проекта, в частности, в сфере водоснабжения и водоотведения, является качественная подготовка технической «базы», которая реализуется посредством проведения глубокого технического обследования объекта.

Техническое обследование позволяет определить реальные данные режима работы системы, оценить эффективность системы в целом и отдельных ее участков.

По результатам технического обследования будут получены:

  • графические и табличные данные о технических характеристиках и фактических режимах работы комплекса сооружений в целом, фактическое значение потребляемой электроэнергии энергоемким оборудованием;
  • данные о фактическом износе и остаточном сроке службы оборудования и сооружений;
  • техническая инвентаризация объектов централизованных систем по результатам натурного обследования;
  • полный отчет о работе эксплуатирующей организации, о состоянии и работоспособности всего оборудования, о технико-экономической эффективности работы комплекса сооружений. 

Также важно отметить, что техническое обследование является обязательным мероприятием и должно проводиться не реже одного раза в пять лет (один раз в течение долгосрочного периода регулирования) независимо от того, планируется ли заключение концессионного соглашения. Данное требование закреплено в пункте 6 статьи 37 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ).

Перечень нормативно-правовой базы для разработки проекта концессионного соглашения в сфере водоснабжения и водоотведения включает:

  • Федеральный закон от 7 декабря 2011 года 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;
  • Постановление Правительства РФ от 03.06.2014 № 510 «Об утверждении правил дисконтирования величин при оценке конкурсных предложений на право заключения концессионных соглашений договоров аренды в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 642 «Об утверждении правил горячего водоснабжения и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83»;
  • Приказ Минстроя России от 05.08.2014 № 437/пр «Об утверждении Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей»;
  • Постановление Правительства РФ от 05.09.2013 № 782-ФЗ «О схемах водоснабжения и водоотведения»;
  • Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения». 
  • В настоящее время ГБУ СО «ИнЭС» располагает современной укомплектованной приборно-инструментальной базой, квалифицированными специалистами и практическим опытом проведения глубокого технического обследования объектов коммунальной инфраструктуры на территории Свердловской области и в других субъектах РФ.

    Сопровождаемые Институтом энергосбережения проекты лягут в основу для заключения концессионных соглашений в текущем году. Уже в ближайшем времени можно будет оценить результаты их реализации.