На основании значений показателей критериев категорирования объектам топливно-энергетического комплекса (ТЭК) присваивается та или иная категория опасности. Именно поэтому при категорировании объектов ТЭК этому вопросу уделяется особое внимание.
Проясним, что же такое критерии категорирования.
Для этого обратимся к нормативно-правовой базе. Согласно пункту 3 Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 459), категорирование объектов осуществляется на основании критериев, которые определяются исходя из значений следующих показателей:
1) зоны чрезвычайной ситуации, которая может возникнуть в результате совершения акта незаконного вмешательства,
2) возможного количества пострадавших,
3) размера материального ущерба.
Таким образом, предусмотрено три критерия категорирования объектов ТЭК.
У каждого из них есть значение, по которому объекту присваивается категория опасности. Эти значения определены в постановлении Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Классификация ЧС). Несмотря на то, что данное постановление касается ЧС техногенного и природного характера, законодатель счел возможным применить его в отношении объектов ТЭК при их категорировании, где речь идет о ЧС террористической направленности.
Согласно данной классификации чрезвычайные ситуации могут иметь локальный, муниципальный, межмуниципальный, региональный, межрегиональный и федеральный характер. Каждому из перечисленных видов соответствует своя зона ЧС, количество погибших и (или) получивших ущерб здоровью людей, а также размер материального ущерба.
О том, какое ЧС соответствует той или иной категории опасности объекта ТЭК, нам говорит пункт 4 Положения об исходных данных, согласно которому к низкой категории опасности относится объект, на котором в результате совершения акта незаконного вмешательства возникает ЧС муниципального характера.
К средней – объект, на котором может возникнуть ЧС межмуниципального или регионального характера. А вероятность возникновения чрезвычайной ситуации межрегионального или федерального характера относит объект к высокой категории опасности.
До недавних пор жаркие дискуссии вызывал вопрос применения значений критериев, указанных в Классификации ЧС, особенно, в части размера материального ущерба. Например, для присвоения объекту ТЭК низкой категории опасности достаточно было, чтобы материальный ущерб при совершении незаконного акта на объекте попадал в диапазон от 100 тысяч до 5 миллионов рублей. При этом территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (зона ЧС) не должна была выходить за пределы одного муниципального образования (ЧС муниципального характера).
Многие организации топливно-энергетического комплекса считали, что данные значения слишком занижены. Ситуация несколько поменялась с принятием постановления Правительства РФ от 20.12.2019 № 1743, которым были внесены изменения в постановление от 21.05.2007 № 304. Таким образом, минимальный показатель материального ущерба для присвоения низкой категории опасности повысился до 240 тысяч рублей, максимальный – до 12 миллионов рублей, при этом зона ЧС также не должна выходить за пределы одного муниципального образования (ЧС муниципального характера). Для присвоения средней категории опасности размер материального ущерба должен быть на уровне не более 12 млн. рублей, при этом зона ЧС затрагивает территорию двух и более муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, расположенных на территории одного субъекта РФ, или внутригородских территорий города федерального значения, (ЧС межмуниципального характера) или материальный ущерб должен быть свыше 12 миллионов рублей, но не более 1,2 миллиарда рублей, при этом зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта РФ.
Внесение изменений в Классификацию ЧС способствовало тому, что субъекты ТЭК в расчетах показателей социально-экономических последствий (коими и являются критерии категорирования) совершения на объектах актов незаконного вмешательства начали предоставлять более объективные данные и, тем самым, привело к сокращению количества случаев занижения субъектами ТЭК категории опасности объекта.
Важно также отметить, что показатели социально-экономических последствий рассчитываются субъектами ТЭК на основании утвержденных и согласованных МЧС России, Ростехнадзором, Госгортехнадзором методик. В результате расчетов данных показателей для каждого критического элемента объекта с учетом их взаимовлияния определяется масштаб (характер) возможной чрезвычайной ситуации. В дальнейшем категория опасности присваивается объекту по наибольшему масштабу (характеру) возможной ЧС, определяемому в соответствии с Классификацией в зависимости от зоны ЧС с учетом количества пострадавших и размера материального (экономического) ущерба.