Наиболее противоречивым из существующих инструментов налогового стимулирования, предусмотренных законодательством для поддержки энергоэффективных проектов, является льгота по налогу на имущество организации.
В чем суть этого инструмента? Начиная с 2012 года организация освобождается от налога на имущество на вновь вводимые основные фонды (здания и оборудование), соответствующие наиболее высоким классам энергоэффективности, сроком на 3 года.
Льгота распространяется на объекты, которые можно условно разделить на две группы:
1) объекты, для которых в рамках действующего законодательства не предусмотрено определение классов энергетической эффективности;
2) объекты, для которых Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности …» № 261-ФЗ, предусмотрен порядок определения классов энергоэффективности.
Что касается первой группы, то льгота распространяется на объекты из Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 № 600.
На практике довольно часто встречается ситуация, когда в технической документации на объект указано несколько значений индикатора энергетической эффективности (в зависимости от условий эксплуатации объекта), при этом не все из них удовлетворяют требуемому порогу энергоэффективности. Следовательно, в одном случае объект соответствует высокому классу энергетической эффективности, а в другом случае – нет. Этот вопрос пока законодательно не урегулирован, а возникающие спорные ситуации решаются с помощью составления экспертного технического заключения на объект, что приводит к дополнительным временным и финансовым издержкам для налогоплательщиков.
Ко второй группе относятся объекты, для которых 261-ФЗ предусмотрен порядок определения классов энергоэффективности. Такими объектами являются только многоэтажные жилые дома и товары. Для иных зданий классы энергоэффективности определены строительными нормами и правилами (СНиП 23-02-2003), которые, исходя из многочисленной судебной практики, не являются основанием для применения льготы.
Суды ссылаются на нетождественность содержания понятия «класс энергетической эффективности» в 261-ФЗ к аналогичному термину в СНиП и отказывают в применении льготы.
Также стоит обратить внимание, что с 1 января 2018 года вступили в силу поправки в статью 381.1 Налогового кодекса РФ (от 30.09.2017 № 286-ФЗ), на основании которых льгота по налогу на имущество организаций отдана на усмотрение региональным властям. То есть если субъект РФ не установил соответствующим законом возможность применения льготы в отношении указанных объектов, то они облагаются налогом на общих основаниях.
Таким образом, номинально льгота на нежилую энергоэффективную недвижимость предусмотрена Налоговым кодексом РФ, но отраслевые законы и их толкование сводят к минимуму возможность ее применения.