Вопросы финансирования традиционно являются камнем преткновения в реализации инвестиционных инициатив. Для роста инвестиций в энергоэффективные проекты были разработаны и введены в практику экономические механизмы стимулирования: государственное субсидирование, тарифное стимулирование, налоговые преференции и льготы.
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на протяжении более десяти лет входят в число основных национальных приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации. За это время были утверждены основополагающие отраслевые нормативно-правовые акты:
– Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
– Энергетическая стратегия на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ, которая сменила предшествующую стратегию-2030 (утвержденную распоряжением от 13.11.2009 N 1715-р).
Сокращение платежеспособного спроса, с одной стороны, и необходимость выполнять социальные обязательства перед населением, с другой, зачастую ведет к снижению объема бюджетных инвестиций, в том числе в области энергосбережения. Поэтому так необходимы косвенные меры стимулирования инвестиционной и инновационной активности. Основной принцип – высвобождение финансовых потоков организации путем снижения налоговой нагрузки и дальнейшего их целевого использования на энергоэффективные проекты и технологии.
Для этого в Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрены следующие виды льгот:
1) освобождение от уплаты налога на имущество организации (пункт 21 статьи 381);
2) применение повышающего коэффициента амортизации по налогу на прибыль (пункт 1 статьи 259.3);
3) использование инвестиционного налогового кредита (статья 67).
Методы налогового стимулирования «энергоэффективных» инвестиций – обязательный элемент современной экономической модели, признанной и успешно функционирующей в ряде зарубежных стран.
Широкое и эффективное их применение в Российской Федерации на сегодняшний день сдерживают пробелы в действующей нормативно-правовой базе. Например, не все виды льгот обеспечены механизмом контроля целевого использования высвобождаемых за счет льгот денежных средств на повышение энергоэффективности.
Инструменты и методы, стимулирующие инвестиционную активность, являются одним из определяющих факторов ускоренного темпа развития отрасли и экономики страны в целом. Поэтому требуют соответствующей нормативно-методологической проработки, взаимной заинтересованности и популяризации среди всех участников взаимоотношений.
В идеале, оценка потенциала применения налоговых льгот осуществляется на этапе подготовки проектной (в т.ч. технической) документации при выполнении работ разного масштаба: от технического обследования отдельного объекта до разработки комплексных программ модернизации систем коммунальной инфраструктуры.
Учет потенциала при планировании работ позволит инвестору повысить эффективность вложения средств и сформировать резерв на перспективные проекты в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.