Адрес ул. Малышева, 101, 4 этаж, оф. 461
Телефон 8 (343) 312-02-40
Поделиться в соц. сетях
24 июля 2020 09:08    Категория: Аналитика"

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

Вопросы финансирования традиционно являются камнем преткновения в реализации инвестиционных инициатив. Для роста инвестиций в энергоэффективные проекты были разработаны и введены в практику экономические механизмы стимулирования: государственное субсидирование, тарифное стимулирование, налоговые преференции и льготы.

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на протяжении более десяти лет входят в число основных национальных приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации. За это время были утверждены основополагающие отраслевые нормативно-правовые акты:

– Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

– Энергетическая стратегия на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ, которая сменила предшествующую стратегию-2030 (утвержденную распоряжением от 13.11.2009 N 1715-р).

Сокращение платежеспособного спроса, с одной стороны, и необходимость выполнять социальные обязательства перед населением, с другой, зачастую ведет к снижению объема бюджетных инвестиций, в том числе в области энергосбережения. Поэтому так необходимы косвенные меры стимулирования инвестиционной и инновационной активности. Основной принцип – высвобождение финансовых потоков организации путем снижения налоговой нагрузки и дальнейшего их целевого использования на энергоэффективные проекты и технологии. 

Для этого в Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрены следующие виды льгот:

1) освобождение от уплаты налога на имущество организации (пункт 21 статьи 381);

2) применение повышающего коэффициента амортизации по налогу на прибыль (пункт 1 статьи 259.3);

3) использование инвестиционного налогового кредита (статья 67).

Методы налогового стимулирования «энергоэффективных» инвестиций – обязательный элемент современной экономической модели, признанной и успешно функционирующей в ряде зарубежных стран.

Широкое и эффективное их применение в Российской Федерации на сегодняшний день сдерживают пробелы в действующей нормативно-правовой базе. Например, не все виды льгот обеспечены механизмом контроля целевого использования высвобождаемых за счет льгот денежных средств на повышение энергоэффективности.

Инструменты и методы, стимулирующие инвестиционную активность, являются одним из определяющих факторов ускоренного темпа развития отрасли и экономики страны в целом. Поэтому требуют соответствующей нормативно-методологической проработки, взаимной заинтересованности и популяризации среди всех участников взаимоотношений.

В идеале, оценка потенциала применения налоговых льгот осуществляется на этапе подготовки проектной (в т.ч. технической) документации при выполнении работ разного масштаба: от технического обследования отдельного объекта до разработки комплексных программ модернизации систем коммунальной инфраструктуры.

Учет потенциала при планировании работ позволит инвестору повысить эффективность вложения средств и сформировать резерв на перспективные проекты в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.