Принятие эффективных управленческих решений по реконструкции и модернизации систем энергоснабжения, в том числе систем теплоснабжения, базируется на качественно разработанных документах, отражающих экономическую эффективность предлагаемых организационно-технических решений и отвечающих всем требованиям действующего законодательства.
Как известно, в сфере теплоснабжения основной стратегически важный документ, определяющий перспективу развития отрасли на территории субъекта РФ – это Схема теплоснабжения городов и населенных пунктов.
Последние изменения в нормативно-правовой базе направлены на повышение качества разработки вышеуказанного программного документа, и инициируют исключительно прикладной, а не формальный характер использования содержащейся в нем информации.
Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 (ред. от 16.03.2019) “О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения” предусматривает ряд изменений. Основные из которых отражены ниже.
Планирование инвестиций предусматривается не только в строительство, реконструкцию, техническое перевооружение объектов систем теплоснабжения, но и в их модернизацию. Также важно отметить, что расчет затрат на реализацию предложенных мероприятий производится в соответствии с утверждёнными ценовыми зонами теплоснабжения.
В отдельную группу выделены мероприятия по технологическому присоединению.
Впервые учтено отсутствие зафиксированных фактов нарушения антимонопольного законодательства (выданных предупреждений, предписаний), а также отсутствие применения санкций, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере теплоснабжения, антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях.
Дополнительно введен критерий оценки качества реализации мероприятий в рамках утверждённой Схемы теплоснабжения поселений – доля выполненных мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения в соответствии с перечнем и сроками, которые указаны в схеме теплоснабжения.
Значительная часть изменений направлена на стимулирование роста объемов концессионных соглашений в отрасли. Данные изменения оказывают влияние не только на потенциальных инвесторов (в том числе концессионеров), с точки зрения формирования инвестиционной привлекательности объектов, но и на ценовые (тарифные) последствия для потребителей услуг.
В свою очередь, Постановление Правительства Свердловской области от 21.02.2019 N 110-ПП (ред. от 12.03.2020) “Об утверждении Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области до 2035 года” определяет пути достижения поступательного и эффективного развития сферы ЖКХ путем обеспечения процесса синхронизации схем тепло-, водоснабжения и водоотведения, программ комплексного развития с документами территориального планирования муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее – муниципальные образования), и инвестиционными программами ресурсоснабжающих организаций.
Таким образом, Схема теплоснабжения поселения является основой для инвестиционных программ теплоснабжающих организаций.
Формирующийся системный комплексный подход к развитию систем теплоснабжения со стороны Законодателя, его своевременная и качественная реализация на территориях муниципальных образований – необходимое условие для формирования качественных планов развития, надежности системы и обоснованности тарифов.
В настоящее время активно совершенствуется государственная политика в сфере теплоснабжения, так что разработка схем, очевидно, станет одним из ключевых инструментов ее реализации. Вопрос лишь в том, насколько быстро и качественно этим инструментом удастся воспользоваться.