Адрес ул. Малышева, 101, 4 этаж, оф. 461
Телефон 8 (343) 312-02-40
Поделиться в соц. сетях
2 июня 2020 14:07    Категория: Аналитика" Водоснабжение" общая рубрика" Теплоснабжение"

ПЕРЕХОД К ЭЛЕКТРОННЫМ МОДЕЛЯМ – ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ

Необходимость создания и применения электронных моделей систем коммунальной инфраструктуры – это не только современный подход в сфере эксплуатации и обслуживания, но и обязательное требование законодательства.

Что такое электронная модель коммунальной инфраструктуры? Это математическая модель системы, привязанная к топографической основе города (поселения), предназначенная для многовариантного моделирования режимов работы всей системы. Ее основу составляют все виды тепловых и гидравлических расчетов. Главное преимущество, которое дает электронная модель – возможность просчитать различные сценарии развития системы, принимать эксплуатационные и управленческие решения, грамотно планировать ремонтную программу и ее финансирование.

Пунктом 4 статьи 20 Федерального закона 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» регламентировано проведение проверки готовности муниципальных образований к отопительному периоду с обязательным применением электронного моделирования аварийных ситуаций. Таким образом, к моменту осуществления проверки готовности к отопительному сезону, электронная модель уже должна быть создана и выверена (откалибрована). При этом ответственность за соблюдение данного требования возлагается на местные администрации.

Из этого следует, что заказчиком электронных моделей систем теплоснабжения являются органы местного самоуправления в лице Администраций муниципальных образований. С формальной точки зрения, это действительно так. Однако если обратить внимание на перечень минимального набора функциональных возможностей, которыми должна обладать электронная модель, то становится очевидным, что есть вторая заинтересованная сторона – эксплуатирующая организация, которая получает значительные ресурсные возможности по стратегическому и оперативному управлению системой теплоснабжения на основании расчета и моделирования в ежедневном режиме, при этом становится основным объектом внедрения и пользователем расчетной электронной модели.

Таким образом, существующая организационно-технологическая цепочка подразумевает взаимную заинтересованность в разработке данного цифрового продукта эксплуатирующих организаций и администраций муниципальных образований.

Выгода обеих сторон очевидна: эксплуатирующая организация получает эффективный инструмент для собственных производственных нужд, а местные администрации всегда имеют в наличии необходимую информацию для разработки схемы теплоснабжения и водоснабжения (водоотведения), как неотъемлемой части программы комплексного развития территории.

В настоящее время по данным ГБУ СО «ИнЭС» на территории Свердловской области 34% муниципальных образований имеют разработанную электронную модель системы теплоснабжения, 24% – располагают электронной моделью системы водоснабжения и водоотведения.

Низкая заинтересованность в данном инструменте со стороны органов местного самоуправления обусловлена:

1) необходимостью дополнительных финансовых вложений,

2) повышенными требованиями к квалификации персонала, который будет пользоваться этим инструментом,

3) двояким толкованием требований законодательства.

Так, например, если Федеральным законом № 190-ФЗ закреплена обязанность иметь утвержденные электронные модели для муниципальных образований в целом, то согласно подзаконным актам (постановления Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения», от 10.07.1999 № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны»), обязательной является разработка электронной модели системы теплоснабжения для муниципалитетов с населением свыше 100 тысяч человек, а электронная модель водоснабжения должна быть у муниципалитетов с населением свыше 150 тысяч.

Совокупность этих факторов подкрепляется отсутствием мер административных взысканий в рамках КоАП РФ.

Подводя итог, отметим следующие важные позиции:

1) Администрация муниципального образования выступает в качестве основного инициатора процесса создания электронной модели, играет ключевую роль в решении финансовых и организационных вопросов, а также, что немаловажно, в выборе квалифицированного и надежного подрядчика для выполнения этой нетривиальной задачи.

2) Эксплуатирующая организация – это разработчик грамотного технического задания и источник информации, необходимой в части дальнейшей эксплуатации и обслуживания.

3) Подрядчик обеспечивает непосредственную разработку электронной модели, а также выступает координатором процесса и интегратором исходных данных от заказчика и эксплуатирующей организации.

Только такой подход к разработке электронных моделей гарантирует эффективность использования бюджетных средств, грамотную эксплуатацию коммунальной инфраструктуры, а, следовательно, и качество предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг.

ГБУ СО «ИнЭС» является сторонником данного подхода, при этом располагает многолетним опытом разработки и актуализации электронных моделей, а также осуществляет подготовку специалистов администраций по программе повышения квалификации, в рамках которой приобретаются навыки их практического использования.