Важность и необходимость модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры сегодня не вызывает сомнений. С точки зрения потребителя – это залог качества и надежности функционирования систем жизнеобеспечения. Для экономики – в конечном счете, это индикатор стоимости ресурсов и услуг, зона влияния которого выходит за пределы отрасли и затрагивает динамику потребительских цен – один из базовых индикаторов оценки экономической стабильности.
Модернизация объектов и систем ЖКХ требует значительного объема инвестиций. В основном, это финансирование из регионального бюджета с привлечением федеральных субсидий, которое накладывает свою специфику с точки зрения процедуры предоставления средств, высоких обязательств со стороны исполнителей по качеству и срокам выполнения работ, а также регулярного мониторинга и контроля со стороны Заказчика.
Все инвестиционные проекты в сфере ЖКХ, предусматривающие государственное финансирование, реализуются в Свердловской области в рамках государственной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2024 года».
По поручению Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области ГБУ СО «ИнЭС» выполняет мониторинг реализации таких проектов по трем подпрограммам:
1. Развитие жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.
2. Развитие топливно-энергетического комплекса Свердловской области.
3. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Свердловской области.
Реализация подпрограммы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области» направлена на повышение безопасности проживания населения за счет развития систем и объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований.
В настоящее время в регионе ведется строительство семи станций биологической очистки бытовых сточных вод, с вводом которых уровень и качество жизни населения повысится за счет улучшения экологической обстановки.
В ходе мониторинга реализации инвестиционных проектов в рамках подпрограммы сформированы базовые кейсы, связанные с корректировкой рабочей документации в ходе выполнения строительно-монтажных работ.
Перед тем как рассмотреть их, приведем идеальный вариант. Он заключается в следующем: на этапе реализации проекта работы выполняются в строгом соответствии с проектной документацией – без отклонений по технологии и материалам.
Первый кейс предполагает ситуацию, когда временной лаг от создания полного комплекта проектно-сметной документации, прошедшей все необходимые согласования и экспертизы, до реализации строительно-монтажных работ составляет 3-4 года. Эта ситуация возникает в случае необходимости применения актуальных технологий и оборудования.
Так, при выезде на реализуемый объект станции биологической очистки вод производительностью 7 000 м3 в сутки, специалистами ГБУ СО «ИнЭС» были выявлены изменения в рабочей документации в части применения:
1) современных цифровых решений взамен аналоговых (камеры видеонаблюдения и датчики контроля);
2) актуальных энергосберегающих технологий в области экономии электрической энергии (замена светильников с лампами накаливания на светодиодные светильники).
В результате произведена корректировка рабочей документации, что привело к незначительному смещению сроков выполнения отдельных этапов строительно-монтажных работ, что не несёт рисков срыва сроков ввода объекта в эксплуатацию.
Второй кейс носит критичный характер. Эта критичность вызвана несвоевременным внесением изменений в рабочую документацию. Причина: недостаточная квалификация ответственных специалистов на объекте. Данная проблема выявляется, и в дальнейшем определяются пути ее решения, в том числе после проведения выездных проверок специалистами ГБУ СО «ИнЭС».
В качестве примера приведем объект строительства системы хозяйственно-питьевого водоснабжения. Выездная проверка показала, что технические условия, выданные ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» на параллельное следование трубопровода с автомобильными дорогами регионального значения, не могут быть выполнены. Причина: при разработке рабочей документации, в частности планов прокладки трубопровода, не были своевременно получены данные технические условия.
Также обнаружены несогласованные изменения в рабочей документации в части способа прокладки трубопровода и несоответствие применения водопроводной трубы, укладываемой при проведении строительно-монтажных работ.
Подрядной организации было рекомендовано инициировать процедуру внесения изменений в рабочую документацию с положительным заключением представителей авторского надзора и Заказчика, с последующим внесением изменений в сметную документацию без увеличения общей стоимости объекта.
Таким образом, мониторинг реализации проекта позволил своевременно выявить проблему, а скоординированная работа Заказчика, подрядной организации, выполняющей строительно-монтажные работы, и специалистов, осуществляющих авторский надзор – избежать серьезного срыва срока ввода объекта в эксплуатацию.