Основной целью разработки целевого прогнозного топливно-энергетического баланса является формирование структуры потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов, представленных в регионе, всеми видами потребителей (население, промышленные предприятия, генерирующие организации, источники тепловой энергии) в перспективе на 2030 год.
В соответствии с п. 1 плана мероприятий («дорожной карты») по достижению показателей целевого прогнозного топливно-энергетического баланса Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 25.02.2022 № 88-УГ, предусмотрена его ежегодная актуализация.
Целевой прогнозный топливно-энергетический баланс учитывает:
— фактические балансы Свердловской области за 2015-2023 годы;
— генеральную схему газоснабжения и газификации Свердловской области на период до 2028 года и перспективу до 2035 года;
— схему и программу развития электроэнергетики Свердловской области на период 2023–2027 годов (утв. Указом Губернатора Свердловской области от 29.04.2022 № 216-УГ);
— региональную программу газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Свердловской области на 2021 — 2030 годы (утв. Указом Губернатора Свердловской области от 29.12.2021№ 775-УГ);
— программу развития газоснабжения и газификации Свердловской области на период 2022–2025 годы, подписанная Губернатором Свердловской области Е.В. Куйвашевым и Председателем Правления ПАО «Газпром» А.Б. Миллером;
— схему внешнего газоснабжения Свердловской области на период до 2035 года, разработанную АО «Газпром Промгаз».
— данные 94 муниципальных образований;
— данные 3 газотранспортных организаций;
— данные основного поставщика газа;
— информацию 69 системообразующих промышленных предприятий;
— информацию 30 генерирующих организаций.
Целевой прогнозный топливно-энергетический баланс включает в себя расчет прогнозного потребления топливно-энергетических ресурсов по двум сценариям развития (базовый и целевой) с учетом цены межтопливной конкуренции, вероятности замещения одних видов ТЭР другими и генеральной схемы газоснабжения и газификации Свердловской области на период до 2028 года и перспективу до 2035 года.
Целевой сценарий показывает объем прогнозного потребления топливно-энергетических ресурсов на 2030 год, при реализации всех запланированных мероприятий по переходу объектов на природный газ и с учетом объемов социальной догазификации.
Базовый сценарий показывает объем прогнозного потребления топливно-энергетических ресурсов на 2030 год, сформированный на основе расчета экономической целесообразности перехода на использование природного газа потребителями других видов топливно-энергетических ресурсов и с учетом объемов социальной догазификации.
В обоих сценариях развития потребление газа населением к 2030 году увеличится на 54,7% по сравнению с 2023 годом и составит 1 428 тыс. т у.т., потребление электроэнергии в 2030 году увеличится по отношению к 2023 году на 1,6%, потребление тепловой энергии (с учетом потерь) к 2030 году снизится на 0,8% по сравнению с 2023 годом.
В случае реализации базового сценария суммарный объем потребления топливно-энергетических ресурсов в Свердловской области в 2030 году увеличится на 7,4% по сравнению с 2023 годом и составит 52 160,3 тыс. т у.т.
Общее потребление природного газа к 2030 году увеличится на 18,4% по сравнению с 2023 годом и составит 23 415,2 тыс. т у.т., при этом потребление угля снизится на 1%, а прочего твердого топлива на 8%.
Рис. 1. Структура потребления ТЭР в Свердловской области в 2030 году. Базовый сценарий.
Согласно целевому сценарию суммарный объем потребления топливно-энергетических ресурсов в Свердловской области в 2030 году увеличится на 15% по сравнению с 2023 годом и составит 55 876,5 тыс. т у.т.
Общее потребление природного газа к 2030 году увеличится на 37,86% по сравнению с 2023 годом и составит 27 269,4 тыс. т у.т., при этом потребление угля снизится на 1,9%, а прочего твердого топлива на 22,2%.
Рис. 2. Структура потребления ТЭР в Свердловской области в 2030 году. Целевой сценарий.