Основная цель разработки целевого прогнозного топливно-энергетического баланса — формирование структуры потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов, представленных в регионе, всеми видами потребителей (население, промышленные предприятия, генерирующие организации, источники тепловой энергии) в перспективе на 2030 год.
В соответствии с п. 1 плана мероприятий по достижению показателей целевого прогнозного топливно-энергетического баланса Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 25.02.2022 № 88-УГ, предусмотрена его ежегодная актуализация.
Целевой прогнозный топливно-энергетический баланс объединяет в себе данные фактических балансов Свердловской области за 2015-2021 годы, данные генеральной схемы газоснабжения и газификации Свердловской области на период до 2028 года и перспективу до 2035 года, данные схемы и программы развития электроэнергетики Свердловской области на период 2022–2026 годов (утв. Указом Губернатора Свердловской области от 30.04.2021 № 252-УГ), данные региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Свердловской области на 2021 – 2030 годы (утв. Указом Губернатора Свердловской области от 29.12.2021 № 775-УГ), информацию о потреблении топливно-энергетических ресурсов от 94 муниципальных образований, 74 системообразующего промышленного предприятия, 31 генерирующей организации, а также данные 3 газотранспортных организаций и основного поставщика газа.
Целевой прогнозный топливно-энергетический баланс включает в себя расчет прогнозного потребления топливно-энергетических ресурсов по двум сценариям развития (базовый и целевой) с учетом цены межтопливной конкуренции, вероятности замещения одних видов ТЭР другими и генеральной схемы газоснабжения и газификации Свердловской области на период до 2028 года и перспективу до 2035 года.
Целевой сценарий показывает объем прогнозного потребления топливно-энергетических ресурсов на 2030 год, при реализации всех запланированных мероприятий по переходу объектов на природный газ и с учетом объемов социальной догазификации.
Базовый сценарий показывает объем прогнозного потребления топливно-энергетических ресурсов на 2030 год, сформированный на основе расчета экономической целесообразности перехода на использование природного газа потребителями других видов топливно-энергетических ресурсов и с учетом объемов социальной догазификации.
В обоих сценариях развития потребление газа населением к 2030 году увеличится на 46,3% по сравнению с 2022 годом и составит 1 364,5 тыс. т у.т. Потребление электроэнергии в 2030 году увеличится по отношению к 2022 году на 4%, потребление тепловой энергии (с учетом потерь) к 2030 году увеличится на 3,9% по сравнению с 2022 годом.
В случае реализации базового сценария суммарный объем потребления топливно-энергетических ресурсов в Свердловской области в 2030 году увеличится на 7,9% по сравнению с 2022 годом и составит 53 935,64 тыс. т у.т.
Общее потребление природного газа к 2030 году увеличится на 17,7% по сравнению с 2022 годом и составит 23 351,65 тыс. т у.т., при этом потребление угля снизится на 1,86%, а прочего твердого топлива на 14,8%.
Рис. 1. Структура потребления ТЭР в Свердловской области в 2030 году. Базовый сценарий.
Согласно целевому сценарию суммарный объем потребления топливно-энергетических ресурсов в Свердловской области в 2030 году увеличится на 15,5% по сравнению с 2022 годом и составит 57 712 тыс. т у.т.
Общее потребление природного газа к 2030 году увеличится на 37,13% по сравнению с 2022 годом и составит 27 206 тыс. т у.т., при этом потребление угля снизится на 2,35%, а прочего твердого топлива на 35,4%.
Рис. 2 Структура потребления ТЭР в Свердловской области в 2030 году. Целевой сценарий.