Адрес ул. Малышева, 101, 4 этаж, оф. 461
Телефон 8 (343) 312-02-40
Поделиться в соц. сетях
14 июля 2020 10:09    Категория: Аналитика" Круглый стол" общая рубрика" Энергосбережение"

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРЕДСТАВЛЕНЫ В РАМКАХ РАБОТЫ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ЭНЕРГЕТИКЕ

Вопросы практической реализации и перспективных направлений развития федерального законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности стали предметом онлайн-обсуждения 13 июля в рамках круглого стола Комитета Государственной Думы по энергетике Федерального Собрания РФ.

Наряду с другими участниками от регионов ГБУ СО «ИнЭС» представил свои предложения в федеральную нормативную базу с учетом наработанного опыта и перспектив развития сферы энергосбережения. Ключевые позиции, которые нашли отражение в докладе директора Института Василия Фадеева:

1. Установить для бюджетных учреждений удельные величины потребления всех энергетических ресурсов и воды и обеспечивать сокращение удельного показателя, а не общий объем потребленных энергоресурсов.

Сегодняшняя нормативная база предписывает бюджетным учреждениям сокращать потребление энергоресурсов в процентах согласно плану, установленному профильным Министерством, часто без должной степени анализа перспектив. Эту проблему можно решить, доработав нормативно-техническую базу и установив удельные показатели потребления и план сокращения по каждому виду энергоресурсов в натуральных единицах на квадратные/кубические метры и/или человека, а не общего объема потребленного энергоресурса.

2. Скорректировать процесс бюджетного финансирования и планирования для стимулирования деятельности по энергосбережению в бюджетных учреждениях.

Бюджетное финансирование некоторых учреждений социальной направленности предусматривает выделение средств на оказание услуг комплексно в расчете на одного потребителя услуги без разделения по статьям расходов, в том числе на оплату энергоресурсов. Таким образом, не предусматривается перенаправление средств с одной статьи на другую, что делает невозможным использование сэкономленных на ресурсах средств на иные цели (например, премирование сотрудников). Необходимо учесть этот момент при корректировке законодательства без противоречия бюджетному кодексу.

3. Установить для руководителей бюджетных учреждений показатели эффективности в части энергосбережения.

В настоящий момент в качестве стимула предусмотрена только административная и другая ответственность, и та носит точечный характер. Проверки учреждений (Минэнерго, прокуратурой и др.) являются выборочными и охватывают совсем небольшую часть организаций. Не проработана система мотивации руководителей к энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Соответственно, мероприятия выполняются по остаточному принципу, нет заинтересованности в изменениях – ни положительной (пряника), ни отрицательной (кнута).

4. Законодательно обеспечить увязку программных документов при территориальном планировании и развитии инфраструктуры муниципальных образований.

Энергосбережение – отрасль, которая дает ощутимый синергетический эффект от принятых решений в смежных отраслях (энергетики, ЖКХ, строительства, транспорта). В большей степени это заметно на муниципальном уровне, когда цели и инструменты в разных программных документах противоречат друг другу, взаимоисключают или дублируют.

Необходимо обеспечить увязку сроков, финансирования, участников процесса и их ответственности, инструментов реализации для программ комплексного развития, планов территориального развития, инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций, схем тепло- водо- газо- и электроснабжения, транспортных схем и других.

5. Законодательно закрепить разработку и ежегодную актуализацию в каждом муниципальном образовании электронных моделей схем ресурсоснабжения.

Одна из ощутимых проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве – это значительный объем бесхозных сетей со всеми вытекающими последствиями. Разработке электронных моделей будет предшествовать масштабная инвентаризация сетей, соответственно, сократятся издержки на содержание бесхоза, решится вопрос с балансовой принадлежностью и зоной ответственности, выстроится план дальнейшего развития территорий. Преимущества электронного моделирования уже известны на примере электронных моделей схем теплоснабжения – высокая скорость принятия решений, точность расчетов, вариативность сценариев развития.

6. Законодательно закрепить разработку и ежегодную актуализацию в каждом субъекте РФ интерактивной схемы газоснабжения.

Такая потребность возникает ввиду отсутствия единого генерального документа, определяющего стратегические параметры развития системы газоснабжения. Особенно остро эта проблема стоит в субъектах, где сеть газоснабжения обслуживается сразу несколькими газораспределительными организациями. Наличие генеральной схемы позволяет рассчитывать технические и гидравлические параметры сетей и вести дальнейшую разработку проектной документации объектов газоснабжения, определять возможность и сроки технического присоединения к газораспределительным сетям. По результатам круглого стола принято решение об учете опыта Свердловской области при выработке наиболее эффективного подхода к разработке схем газоснабжения субъектов РФ.

Все предложения направлены в Комитет по энергетике. Также вынесен на рассмотрение вопрос о дальнейшем сотрудничестве в рамках секции по вопросам законодательного регулирования цифровизации топливно-энергетического комплекса.